Показать полную версию страницы
Все материалы

Как не бояться летать на самолёте после трагедии в Шереметьево: два простых совета от психолога

Страх перелётов — один из самых часто встречающихся

Авиакатастрофа с пассажирским самолётом Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» потрясла всю Россию. 5 мая самолёт, следовавший рейсом Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в Шереметьево, во время которой загорелся. На борту лайнера погиб 41 человек из 78.


Соцсети наполнились сочувственными, гневными и эмоциональными публикациями, во многих из которых люди пишут о страхе авиаперелётов. После такой катастрофы он заметно усилился у многих.


Откуда возникает этот страх и как от него избавиться, рассказывает профессор, доктор психологических наук Надежда Клюева.


— Аэрофобия — это один из самых распространённых видов страха. Рациональный анализ здесь не помогает: вы можете тысячу раз говорить о статистике, что на тысячу самолётов всего столько-то погибших, что это не идёт ни в какое сравнение с автокатастрофами. Но это рациональное не изменяет вашу внутреннюю эмоциональную установку, — говорит Надежда. 


И называет несколько причин страха:


1. Потеря опоры.


Человек — существо, привыкшее иметь под ногами опору. Когда нет ощущения заземлённости, возникает дискомфорт.


2. Высокая степень недоверия.


Люди привыкли контролировать вокруг себя всё. Чаще всего в этом списке, как ни странно, оказываются бизнесмены, предприниматели, директора крупных компаний, управляющие огромным количеством людей. А в самолёте возникает ситуация, когда человек должен чему-то довериться. Мы видим проявление гиперконтроля, гиперответственности, которое выливается в страх.


3. Базовый страх смерти.


Когда человек взлетает к небу, могут возникнуть подсознательные ассоциации: ближе к небу, к Богу, ближе к смерти.


4. Клаустрофобия.


Это боязнь замкнутого пространства, ощущение, что выхода нет.


5. Страх большого скопления людей.


У каждого из нас есть понятие интимного личностного пространства, а тут оно нарушается.


6. Плохие новости.


— Также есть класс объективных факторов, при которых страх является нормальной реакцией на ненормальные условия. Например, информационная составляющая. Так, в советское время информация об авиакатастрофах практически не мелькала в газетах и на телевидении. Сейчас информационный поток открыт, мы не ощущаем надежности, — считает Надежда Клюева. — Дискредитирован профессионализм летчиков: мы не знаем, где их готовят и как. А в новостях слышим про ошибки при проектировании ракет, самолётов, неудачные запуски. Для человека это информация о ненадежности, а значит, о невозможности прогнозировать безопасность для себя.


Как с этим бороться?


Есть несколько уровней проявления страха. Первый — телесный, когда дыхание сбивается, повышается потоотделение, учащается сердцебиение, возможны спазмы мышцы.В этот момент попробуйте пить воду, сжимать и разжимать мышцы, чтобы ощущать контроль над телесными проявлениями. А также контролируйте дыхание: четыре вдоха, четыре выдоха. Тогда концентрация пойдёт не на ситуацию, которая вызывает страх, а на самого себя.


Есть психологический уровень. Смоделируйте ситуацию перелёта. Когда садитесь в самолёт, представьте, с кем можете поговорить, чем заняться в это время, чтобы сознание немного переключилось со страха.

Психотерапевтическая работа также предполагает использование препаратов, которые снижают уровень тревожности.

Анна Елкина

15583
Все материалы
Вход в почту
Выбор города